Симкин Борис (simkinbh) wrote,
Симкин Борис
simkinbh

Category:

Слух до 20000Гц. А середина диапазона не 10000Гц, а около 1-2кГц?! Зачем и почему?

Есть несколько интересных моментов про высокие частоты. Но, нужно начать с главного: понимания, почему звуки около 1-2кГц -- это есть середина слышимого диапазона. Хотя, казалось бы. А уж дальше понять, что и зачем слышно свыше 10000Гц.

Не отыскать человека, который бы не видел фортепиано, хотя бы на фотографии. Там есть повторяющиеся клавиши, примерно 8-8,5 "комплектов", октав. Причем, середина фортепиано -- это всем известная нота "ля" с частотой в 440Гц. А что, если мы хотим услышать эту же ноту ля, но на октаву выше, т.е. нажать ту же клавишу только правее? Окажется, что частоту нужно будет умножить на 2, т.е. 880Гц. А если ниже -- то 220Гц.

Самая высокая нота на фортепиано -- находится около 6000Гц. И на тех клавишах откровенно редко играют. Перед этим, ниже звуки -- они уже до 3000Гц, вновь деление на 2. Отсюда становится ясно, что если мы 2000Гц умножим на 2 -- то вот уже 4000Гц, затем ещё раз -- и 8000Гц, а затем уже 16кГц. Если будем делить -- то окажется, что вниз идёт 1000Гц, потом 500Гц и 250Гц. В общем, и правда, 1-2кГц -- не случайно является основной частотой работы слуха.

Именно поэтому, если послушать запись до 2-4кГц -- окажется, что уже очень многое слышно. Особенно, если говорить про речь людей.

С точки зрения музыки, нот свыше 10-14кГц -- не бывает (правда, есть обертона). Причина проста: если взять ещё выше звуки -- они перестают казаться более "тонкими". Но, они есть. Впрочем, казалось бы, если человек уже слышит до 10000Гц -- то покрыто около 80-90% слухового диапазона. Зачем слышать больше?

Стоит всегда пойти от обратного. Возьмём человека, который слышит до 20000Гц. И попробуем взять и "отрезать" все звуки свыше 16кГц, затем свыше 12кГц. Внезапно окажется, что, если в наличие качественная запись музыкальная -- будет существенное различие. Впрочем, можно записать и реальную жизнь, в которой тоже есть звуки до 20000Гц, просто сделать это несколько проблемнее, т.к. нет громких звуков на высоких частотах, а в музыке -- их отыскать проще.

Окажется, что около 10-14кГц появляется эффект присутствия. Ощущение, что звук находится вот прям здесь. И если этого не воспринимать через слух -- то приходится компенсировать либо размышлениями, либо другими органами чувств. Свыше 15-16кГц -- есть такая явная точность, острота, детальность звуков. И если это ранее было слышно, а теперь нет -- вновь нужна компенсация. Да-да, не взирая на то, что это "каких-то" 10-15% диапазона и речь слышно отлично -- будет компенсация.

Но, мало того, что нужно компенсировать неуслышанное. Есть ещё и специальные подполя мозга, которые остались без работы, т.к. человек перестал использовать часть слышимого диапазона.

И вот, вроде бы всё так логично и слышать до 4-8кГц -- это почти отлично, для речи более и не нужно. А на практике, если человек внезапно не может слышать так, как должен, т.е. под 20000Гц -- то неизбежны проблемы. Хотя, всем кажется, что это жутко несущественный диапазон частот.


Tags: Биологические факты, Болезни, Звуки и музыка, Интересно, Мозг, Органы чувств, Слух
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments