Однажды мне написала Катерина, сказав, что ужасно страдает от речевого ступора и ей он крайне мешает в силу избранной и любимой профессии: журналист. Ступор проявлял себя как невозможность говорить при важных событиях или людях. С близкими людьми и спокойной обстановке -- проблем не было. Сомнения могли настигнуть даже в обычной очереди. Более подробно о всех странных методах, которая успела перепробовать Катя и не достигнуть значительного результата можно прочесть в отзыве Кати (по факту исправления речевого ступора).
Ступор не имел характера заикания -- просто временная невозможность говорить физически и выражать (формулировать) свои мысли в те моменты, которые казались важными или просто дискомфортными.
В ходе общения с Катей было выяснено, что страдает в какой-то степени "синдромом отличницы": постоянно всё контролируя и делая только крайне усердно. Такая ситуация началась давно, в классе 7-8, что укоренялось с каждым годом и без запинок говорить уже было практически невозможно. Это все заметно мешало профессиональной деятельности, которая очень радовала Катю. Журналистика ее очень вдохновляла и вдохновляет, и, потому, исправление речи раскрывало ее творческие способности и добавляло изобилие возможностей.
Выяснив у Катерины все особенности проявления ступора и то, что он встречается ежедневно (во время интервью и простом общении с людьми), мы начали убирать эту лишнюю привычку. Я предложил Кате просто пронаблюдать внимательно за разговором и перестать его контролировать; посмеяться над неудачами и представить самое худшее, что могло бы случиться, если бы разговор не удался. Дополнительным фактором было то, что Катя близорука. И близорукость также появилась примерно в близкие школьные годы, когда она всячески повышала требования к себе и своей деятельности. Но было решено избавиться вначале от ступора, а близорукость оставить на более поздние времена. Хотя, оказалось, что и видно стало чуть лучше.
Спустя пару дней Катя спрашивала мелкие детали и я уверял, что стоит разрешить себе ошибаться. Важным фактором было то, что мы избавлялись от лишней привычки, чтобы вернуть естественность, а не учились заново "правильно" говорить. Кате это все очень показалось простым и поразительным: она уже успела привыкнуть к сложности всего и вся в этом вопросе. Спустя дней десять довольно скромной переписки в социальной сети мы перебрались в скайп. Там же и состоялось общение по времени около часа.
Настал следующий день когда я ответил еще на ряд вопросов, уже, традиционно, не о речи, а о каких-то еще изменениях со здоровьем. И тут Катя пропала. Написала несколько восторженных строк и просто пропала. Спешить было некуда и спустя пару недель, у меня, все-таки, решает что-то спросить Катя. И тут выясняется, что почти уж как месяц, как у нее все прекрасно. Она привыкает со всеми общаться и ловит кайф от всякого общения.
Все оказалось настолько просто, что нужно всего лишь было обратить внимание и понаблюдать, как Катерина сама и зажимала свои мышцы горла, излишне напрягалась, а потом еще боролась с этим состоянием. Не сказать, что удалось сразу же в один день все исправить, но такой "подход" принес с первых же дней громадное облегчение. Оказалось, что если убрать столько лишних действий, просто избавиться от странной привычки -- речь стала естественной и красивой.
Конечно же, по сей день (полтора месяца от первого общения в социальной сети) существует мелкие и незначительные отклонения, но ступора уже нет. Десятилетия опыта бояться говорить уже ушли в прошлое. Осталось лишь привыкнуть к тому, что ступора как-то и не осталось. Говорить теперь можно любые по сложности слова и увлекать красотой высказываемой мысли.
Все исправление, свелось к тому, что надо было замечать как происходит ступор и внимательно делать повседневные дела. Звонков и важных встреч у Кати было хоть отбавляй -- и она стала использовать каждую возможность во благо. А до этого, было множество различных попыток и стремления понять, что с речью не так. Но в этом (понимании) нет необходимости -- можно просто речью успешно пользоваться, не занимая свою голову сомнениями.
Все получилось весьма просто и крайне радостно. Ступор ушел навсегда, больше не надо ни минуты сомневаться сможет Катя что-то сказать или будет ли нервничать, произнесет ли нужное слово правильно. И это после многочисленных безуспешных попыток исправить, когда, казалось бы, можно и "опустить руки". А теперь каждый день наполнен кайфом общения.
Подробнее о методах исправления будет описано в ближайшее время.