Падение слуха -- это не эквалайзер
Последнее время ко мне обратились с немалым количеством вопросов по поводу исправления слуха. И вот очередная странная идея (заблуждение), которая не имеет никакого отношения к действительности: падение слуха и полученный замер -- своего рода эквалайзер. Да-да, такой эквалайзер как в плеере или магнитоле. Понимаем почему это не так.
Действительно, если взять в руки аудиограмму -- она дьявольски напоминает характеристики колонок или микрофона. Любой "технарь" сразу же увидит в ней амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Как и в случае качественной аппаратуры -- тут важна "ровная линия" -- тогда все частоты будут восприниматься одинаково, как и было задумано. В случае колонок и наушников, усилителей и прочей аппаратуры -- как задумано исполнителем или звукозаписывающей студией. Для человека же важно слышать просто "все как есть".
Если здоровый человек берет и меняет эквалайзер -- сразу меняется окраска звука, его восприятие, тембр. Звукооператоры на открытых площадках и в концертных залах не просто так настраивают аппаратуру: если настроить плохо -- обеспечена многим головная боль и просто физически неприятное звучание. Потому, люди настраивают, чтобы звучало как минимум хорошо, а в идеале выразительно и крайне приятно, с акцентами в нужных местах.
Эквалайзер -- это некое название фильтров в аппаратуре, которые позволяют определенные диапазоны звуков повышать или понижать в громкости, тем самым меняя тембральные свойства всей записи или отдельных инструментов. Кстати, стандартное изменение эквалайзера вплоть до профессиональной аппаратуры – лишь до 12(15)дБ в обе стороны. Но, что же делает эквалайзер? Он все те же звуки, которые и были записаны, или проигрываются вживую делает тише/громче. Т.е. исходную запись искусственно уменьшают в громкости или повышают. Это, в первую очередь, технически необходимый момент: скажем, акустическая гитара всегда проиграет в громкости барабанам -- а записать-то надо вместе.
Но что же с человеческим ухом? Вот у человека падение. Это значит, что человек не слышит звуков тише, чем определенный порог громкости исходя из замера (тональная аудиометрия). Не "не слышу вдаль/далеко" -- а далекие звуки слишком тихи для восприятия. Люди, которые теряют часть слуха или испытывают сложности -- слышат музыку точно также, как и раньше. Замечают изменение эквалайзера даже с проблемами со слухом. Но их особенность падения не позволяет замечать определённые детали: звуки примерно менее громкие, чем демонстрирует замер – не услышать, их как бы нет для человека (что не мешает сделать громче запись и услышать все звуки и нюансы звучания, о чем ниже).
Если сказать крайне грубо, то само падение не меняет окраску звука как эквалайзер, т.е. здоровый человек и человек с плохим слухом слышат ровно одно и то же. Просто часть деталей плохо слышащий -- упускает. Когда деталей упускается слишком много -- уже трудно воспринять мозгом все целиком: все же многие аудиозаписи рассчитаны на здоровых людей. Но характер/тембр звучания, в любом случае, -- остается прежним. Или можно сказать, что тембр звучания не зависит от падения слуха. Падение влияет только на отсутствие восприятия неких деталей тембральных различий, тихих деталей. Потому как и очень громкий бас в записи при поднятии на 3дБ – тоже повысится, как и тихие звуки в этом же диапазоне частот. Эквалайзер уменьшает или увеличивает вообще все, что звучит в избранном диапазоне частот.
И напоследок. Если есть падение до 50дБ. Стоит лишь найти качественные наушники или целую аудиосистему -- и поставить громкость повыше. Цель такова: сделать громкость минимально такой, чтобы она перекрывала самое худшее место падения слуха. И сразу становится все чудесно слышно. Абсолютно все звуковые эффекты звучат как положено, ничего не будет упущено. Вот если прийти в кинотеатр -- ощущение, что звуковая дорожка там для людей с сенсоневральной тугоухостью минимум первой степени! Зачем? Так расширяется аудитория довольных клиентов, которые все-все расслышали.
Но, вернемся к самому началу. Падение -- это не эквалайзер, а всего лишь отсутствие деталей. Человек просто не слышит тех звуков, они не звучат для него более тихо или громко, или неравномерно. Просто часть остается не услышанной, упущенной. И, кстати, по этой причине, многие люди не замечают начало падения, пока слух не упадет ниже социально приемлемого уровня.
Если на 1000Гц есть падение в 30дБ, а рядом повсюду падение максимум в 15дБ, то звуковое давление в 35дБ на частоте 1000Гц будет восприниматься не как 5дБ (35-30) и не как 20дБ(35-30 + 30-15), а настолько громко, как и у здорового человека: 35дБ! Лишь спустя годы само восприятие восприятия звуков делает коварную штуку с человеком, создавая ощущение, что все слышно слишком тихо, что, опять же, не является эквалайзером. Это просто особенность работы психики и мозга при долгой болезни.
Действительно, если взять в руки аудиограмму -- она дьявольски напоминает характеристики колонок или микрофона. Любой "технарь" сразу же увидит в ней амплитудно-частотную характеристику (АЧХ). Как и в случае качественной аппаратуры -- тут важна "ровная линия" -- тогда все частоты будут восприниматься одинаково, как и было задумано. В случае колонок и наушников, усилителей и прочей аппаратуры -- как задумано исполнителем или звукозаписывающей студией. Для человека же важно слышать просто "все как есть".
Если здоровый человек берет и меняет эквалайзер -- сразу меняется окраска звука, его восприятие, тембр. Звукооператоры на открытых площадках и в концертных залах не просто так настраивают аппаратуру: если настроить плохо -- обеспечена многим головная боль и просто физически неприятное звучание. Потому, люди настраивают, чтобы звучало как минимум хорошо, а в идеале выразительно и крайне приятно, с акцентами в нужных местах.
Эквалайзер -- это некое название фильтров в аппаратуре, которые позволяют определенные диапазоны звуков повышать или понижать в громкости, тем самым меняя тембральные свойства всей записи или отдельных инструментов. Кстати, стандартное изменение эквалайзера вплоть до профессиональной аппаратуры – лишь до 12(15)дБ в обе стороны. Но, что же делает эквалайзер? Он все те же звуки, которые и были записаны, или проигрываются вживую делает тише/громче. Т.е. исходную запись искусственно уменьшают в громкости или повышают. Это, в первую очередь, технически необходимый момент: скажем, акустическая гитара всегда проиграет в громкости барабанам -- а записать-то надо вместе.
Но что же с человеческим ухом? Вот у человека падение. Это значит, что человек не слышит звуков тише, чем определенный порог громкости исходя из замера (тональная аудиометрия). Не "не слышу вдаль/далеко" -- а далекие звуки слишком тихи для восприятия. Люди, которые теряют часть слуха или испытывают сложности -- слышат музыку точно также, как и раньше. Замечают изменение эквалайзера даже с проблемами со слухом. Но их особенность падения не позволяет замечать определённые детали: звуки примерно менее громкие, чем демонстрирует замер – не услышать, их как бы нет для человека (что не мешает сделать громче запись и услышать все звуки и нюансы звучания, о чем ниже).
Если сказать крайне грубо, то само падение не меняет окраску звука как эквалайзер, т.е. здоровый человек и человек с плохим слухом слышат ровно одно и то же. Просто часть деталей плохо слышащий -- упускает. Когда деталей упускается слишком много -- уже трудно воспринять мозгом все целиком: все же многие аудиозаписи рассчитаны на здоровых людей. Но характер/тембр звучания, в любом случае, -- остается прежним. Или можно сказать, что тембр звучания не зависит от падения слуха. Падение влияет только на отсутствие восприятия неких деталей тембральных различий, тихих деталей. Потому как и очень громкий бас в записи при поднятии на 3дБ – тоже повысится, как и тихие звуки в этом же диапазоне частот. Эквалайзер уменьшает или увеличивает вообще все, что звучит в избранном диапазоне частот.
И напоследок. Если есть падение до 50дБ. Стоит лишь найти качественные наушники или целую аудиосистему -- и поставить громкость повыше. Цель такова: сделать громкость минимально такой, чтобы она перекрывала самое худшее место падения слуха. И сразу становится все чудесно слышно. Абсолютно все звуковые эффекты звучат как положено, ничего не будет упущено. Вот если прийти в кинотеатр -- ощущение, что звуковая дорожка там для людей с сенсоневральной тугоухостью минимум первой степени! Зачем? Так расширяется аудитория довольных клиентов, которые все-все расслышали.
Но, вернемся к самому началу. Падение -- это не эквалайзер, а всего лишь отсутствие деталей. Человек просто не слышит тех звуков, они не звучат для него более тихо или громко, или неравномерно. Просто часть остается не услышанной, упущенной. И, кстати, по этой причине, многие люди не замечают начало падения, пока слух не упадет ниже социально приемлемого уровня.
Если на 1000Гц есть падение в 30дБ, а рядом повсюду падение максимум в 15дБ, то звуковое давление в 35дБ на частоте 1000Гц будет восприниматься не как 5дБ (35-30) и не как 20дБ(35-30 + 30-15), а настолько громко, как и у здорового человека: 35дБ! Лишь спустя годы само восприятие восприятия звуков делает коварную штуку с человеком, создавая ощущение, что все слышно слишком тихо, что, опять же, не является эквалайзером. Это просто особенность работы психики и мозга при долгой болезни.